Формирование международного транспортного коридора «Север – Юг» инициировано Минтрансом России в целях реализации стратегического партнерства нашей страны со странами Прикаспийского региона. Одновременно этот коридор должен улучшить связи России со странами Персидского залива и Южной Азии, а также обеспечить развитие транзитных евроазиатских перевозок по отечественным транспортным коммуникациям.
Международное соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг» было подписано между Россией, Ираном и Индией 12 сентября 2000 г.
В мае 2002 г. в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц подписан протокол об официальном открытии коридора.
В настоящее время к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия.
МТК «Север – Юг» в своей южной части предполагает несколько маршрутов следования грузов с использованием железнодорожного транспорта:
- Транскаспийский маршрут – с использованием российских морских портов Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана – Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад;
- Западная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан), с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) – Астара (Иран);
- Восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркменистан) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) – Инче Бурун (Иран).
В настоящее время указанными маршрутами следуют, главным образом, экспортные грузы России назначением в Азербайджан и Иран.
О развитии западной ветви МТК «Север – Юг»
Большое значение для развития МТК «Север – Юг» в среднесрочной перспективе будут иметь сроки ввода в эксплуатацию новой железнодорожной линии Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), которая является последним недостающим звеном прямого железнодорожного маршрута по западной ветви МТК «Север – Юг».
Основное преимущество западной ветви МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами заключается в более коротком расстоянии перевозок, что позволяет существенно сократить сроки доставки грузов.
Новое направление будет востребовано, прежде всего, для организации межгосударственных контейнерных перевозок. В настоящее время в рамках взаимодействия России, Азербайджана и Ирана ведется работа по формированию мультимодального маршрута Индия – Иран – Азербайджан – Россия, по которому на регулярной основе планируется организация перевозок грузов в контейнерах.
Перспективы развития грузовых перевозок в рамках рассматриваемого коридора будут связаны как с развитием торгово-экономических связей стран-участниц Международного соглашения о международном транспортном коридоре «Север – Юг» между собой, так и привлечением товаропотоков в сообщении стран Европы со странами Персидского залива и Южной Азии.
Перспективы развития участков МТК «Север – Юг» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года
ОАО «РЖД» проводится постоянная работа по развитию и модернизации сети железных дорог.
Основополагающими документами в этой работе являются «Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года» (далее – Генеральная схема) и «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года».
В соответствии с Генеральной схемой, развитие железнодорожной инфраструктуры предполагает реализацию как отдельных мероприятий по усилению пропускной способности железнодорожных участков (строительство дополнительных главных путей, строительство и восстановление разъездов, усиление устройств энергоснабжения, электрификация участков, оборудование участков автоблокировкой, удлинение приемо-отправочных путей на станциях, развитие станций), так и комплексных инвестиционных проектов.
На направлении МТК «Север – Юг» в период до 2025 года предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
- организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская;
- развитие Московского железнодорожного узла;
- реконструкция с электрификацией участка Ртищево – Кочетовка;
- строительство обхода Саратовского железнодорожного узла;
- комплексная реконструкция участка Трубная – Верх. Баскунчак – Аксарайская;
- проекты организации скоростного и высокоскоростного движения и др.